Гоголь

Гоголь

1190
Звуковой вектор
Обонятельный вектор

Тайна гения

«Душа моя видит через оболочку тела», — сказала однажды мать Гоголя. Чувствительное зрение этой женщины яркой деталью отпечаталось в характере творца. Оно будто перешло ему по наследству, родилось в нем и сформировало значительную часть его характера. И всё-таки зрительный вектор писателя находился не в той благоприятной форме, которая создает альтруистов, любителей мира и всего живого на земле. Состояние Гоголя было окутано страхом…

Становление личности

В юношеские годы писатель окружил себя ореолом таинственности. Будущий создатель первых в русской классике мистических произведений часто вел себя странно. Молодой талант ходил по улице, строго придерживаясь левой стороны, а ночью подражал пению птиц. Товарищи по гимназии даже выдумали для него специфическое прозвище — «таинственный Карла». Юный Гоголь начал неплохую актерскую карьеру. Знакомым писателя особенно запомнились комедийные роли, по всей видимости, на тот момент его зрительный вектор интенсивно наращивал фундамент. Но основополагающим фактором развития творческой натуры стал звук. Ведь именно он стимулирует человека на поиски смысла.

Гоголь с малых лет интересовался глубинным пониманием значения не только отдельных слов, но и их причудливых сочетаний. Так появляется «Книга всякой всячины», в которой классик записывает интересные имена и забавные клички, украинские песни и предания, сложные слова и острые мысли. Уже тогда он предрекал себе необычную судьбу. И вскоре она настигла его. В Петербурге…

Впервые посетив столицу, Гоголь размышлял:

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Никакой дух не блестит в народе. Все служащие да должностные. Все толкуют о своих департаментах да коллегиях. Всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах». 

Эта речь буквально сканирует людей. Здесь можно отчетливо услышать «голос» самого безмолвного вектора — обоняния. Безусловно, доля этой демонической силы присутствовала в сущности писателя, так как звук и обоняние построили в нем ощущение бессмысленности существования людей.

Гоголь и Пушкин

Гоголь мечтает увидеться с Пушкиным. К сожалению, этот момент наступает не сразу, но всё-таки повстречавшись, звуковые таланты моментально находят общий язык. Пушкин становится инициатором создания знаменитого «Ревизора» и «Мертвых душ».

После прочтения одного из первых произведений Гоголя, поэт оставил восторженный отзыв:

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

В отличие от Пушкина, который брал от жизни всё, Гоголь занимался самодисциплиной. Работал над своими шедеврами стоя. Ограничивал свои расходы до минимума, проживая с хорошим капиталом в Риме. Порой это доходило до крайностей, кроме того, в последние годы жизни автор истязал себя голоданиями и неустанными молитвами. После злосчастной дуэли весть о смерти Пушкина настигает и Гоголя. Писатель, находящийся на тот момент в Италии, расстраивается до глубины души и винит в смерти тотальную несправедливость и ущербность современного общества.

Гоголь и Пушкин

Рецепт деструктивного смешения

Неугомонный кожный вектор вынуждал Гоголя не только дисциплинировать себя, но и активно гастролировать по миру. Из сырого Петербурга он надолго перебирается в Европу, и живет какое-то время в «Вечном городе» Италии.

Из воспоминаний Гоголя о Риме:

«Удивительная весна. Гляжу и не нагляжусь. Розы усыпали теперь весь Рим; но обонянию моему ещё слаще от цветов, которые теперь зацвели, и которых имя я, право, в эту минуту позабыл. Их нет у нас. Верите ли, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше — ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были в добрые вёдра, чтоб можно было втянуть в себя как можно больше благовония и весны». 

Нос писателя не менее знаменит, чем его повесть с одноименным названием. Все «приключения» этого сверхчувствительного сканера выдавали в Гоголе обонятельный вектор. Именно он не дает несостоявшемуся звуковику совершить над собой казнь. Обоняние обеспечивает безопасность телесной оболочки звуковика, поэтому Гоголь не наложил на себя руки и не погиб в бессмысленной дуэли. Он просто угас. Ушел навсегда.

Три вопроса о писателе

— Почему не имел успеха у женщин?

Зрение в состоянии страха, плюс дерганная кожа — самый подходящий коктейль для отпугивания партнеров. Кожно-зрительное сочетание часто привносит в жизнь своих обладателей проблемы с поиском второй половины. Гоголь вдохновляется путешествиями и пейзажами, как творец он гармонично реализован, но с женщинами у него складываются в основном только духовные союзы.

— Почему сжег свои творения?

В лучшие годы Гоголь был быстр и продуктивен. Он пишет все свои шедевры всего за несколько лет и имеет возможность неплохо зарабатывать на творчестве.

По логике, кожная мера в личности должна была материально обогатить писателя. Однако, этого не происходит. Всё из-за особого сочетания кожи и звука — Гоголь постепенно превращается в аскета. Лишь в начале его пути неразвитая кожа хорошо помогала экономить, но со временем писатель всё больше обрастает долгами.

Один только «Ревизор» мог кормить его до конца жизни. Несмотря на это, Гоголь упускает возможность получения процента со спектаклей и довольствуется разовым вознаграждением. Он спешит.

Неразвитая кожа добавляет негативный эффект. Гоголь не может завершить дело до конца и сжигает второй том «Мертвых душ».

— Почему всё так загадочно?

Обоняние дарит звуковому гению мистическую направленность. Хороший пример подобных смешений — Патрик Зюскинд, чей «Парфюмер» так же не был лишен поистине зловещего сюжета. А как вам фильмы Хичкока? Напряжение в них нарастает с каждой минутой.

Такая же сущность была и у Гоголя. Все «бесы» его творчества выливались на бумагу, превращая жизнь обычных людей в постоянные столкновения с потусторонним миром.

Обоняние быстро превратило писателя в интроверта и мизантропа. Присутствие этого вектора всегда оставляет неизгладимый след в работах звуковика. Мрачные картины и подробные описания чудовищного зла, которое порой исходит от самих людей, часто становятся основой произведений «обонятельного» творчества.

Финал

История великого русского писателя по-настоящему трагична. Талант умирает в 42 года, казалось бы, проживи он подольше, и времени ему хватит хоть на пять томов «Мертвых душ». К несчастью, судьба распоряжается по-иному.

Особенно печально то, что звуковой вектор Гоголя так и не нашел смысла и ответов ни в Петербурге, ни в Риме, ни в творчестве, ни в религии, ни в любви…

Алексей Офицеров
05.01.2016

Практические рекомендации:

Уважаемые читатели, как вам разбор русского классика? Каких авторов хотели бы еще проанализировать?

Вычисли с первого взгляда, как тебя оценивают и что от тебя хотят на самом деле

  • Вычисли с первого взгляда, как тебя оценивают и что от тебя хотят на самом деле
    • У каждого в голове собственный фильтр
    • Мы покажем, как по внешним признакам определить, что цепляет и что волнует конкретного человека
    • Не важно, что он говорит вслух
  • Научись вычислять, что думают о тебе люди, получив бесплатную инструкцию

    Куда выслать ваш файл?
    Нажимая на кнопку «Получить бесплатную инструкцию!», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями договора-оферты и политикой конфиденциальности