Системный подход, используемый в «Лаборатории 8»

Доклад В. А. Юнева на международной конференции по психологии INFAD

СИСТЕМНО-ВЕКТОРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРИНЦИПОВ И ЗАКОНОВ СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ
SYSTEMIC-VECTOR APPROACH OF ANALYZING PRINCIPLES AND LAWS OF SYSTEMS STRUCTURES AND DEVELOPMENT

Юнев Вячеслав Андреевич
Руководитель учебно-исследовательского центра «Академия 8» проекта «Лаборатория 8»

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: ПСИХОЛОГИЯ В МИРЕ КРИЗИСА И ПЕРЕМЕН: НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

РЕЗЮМЕ

Системно-векторный подход – новейший способ анализа природных явлений, систем, их элементов и взаимосвязей между этими элементами. Уникальность предлагаемого в статье метода заключается в том, что он в абсолютно равной степени позволяет системно рассмотреть любое наблюдаемое явление природы и все полученные в результате выводы будут справедливы для любого другого наблюдаемого явления. В частности, системно-векторный подход предлагает объемную модель для объяснения принципов построения и развития самой сложной из всех известных на сегодня систем – человеческого общества в целом и отдельных людей в частности.

Ключевые слова: система, системно-векторный подход, стадии создания, сохранения, ранжирования и развития; функция, вектор

 

 

ABSTRACT

The systemic-vector approach is a cutting-edge method of analyzing natural phenomena, their elements and interconnection between such elements. The unique nature of the method advanced in this article is that it enables a systemic overview of any natural phenomenon in such a way that any conclusions drawn for one would be equally valid for any other phenomenon being looked at.In particular, the systemic-vector approach offers a multidimensional model that describes construction and development principles of the most complex of all presently known systems: human society as a whole, and individual persons in particular.

Keywords: system, systemic-vector approach; stages of construction, conservation, categorisation and development, function, vector

 

1. СИСТЕМА

Объектом рассмотрения (анализа) системно-векторного подхода является понятие системы (системные множества, в том числе психологические), с определением которого возникает большое количество сложностей. Мы уделим особое внимание определению этого ключевого для нас понятия.

Во-первых, мы будем отталкиваться от максимального широкого пространства, на фоне которого будем выделять системы для рассмотрения: в качестве оного мы возьмем все мироздание, вселенную со всеми ее мыслимыми и возможными характеристиками (Вселенная для целей настоящей статьи будет системой наивысшего порядка). Любая видимая часть вселенной в дальнейшем может быть рассмотрена нами как отдельная система, система более низкого уровня по отношению ко Вселенной.

Во-вторых, в качестве признака, который позволит нам отделить систему (объект рассмотрения) от ее окружения (других систем этого же и более высокого порядка), мы будем рассматривать функцию. Этот критерий будет условным, т.к., строго говоря, во Вселенной с этой точки зрения все взаимосвязано, т.е. любая ее часть в свою очередь является частью какого-то явления (системы) более высокого порядка. Клетка – часть органа тела человека, орган тела – часть тела человека, сам человек – часть нации, нация – часть страны, страна – часть человечества, человечество – часть живого вещества и т.д. Однако именно функция в качестве системообразующего фактора позволяет нам рассматривать систему как целостный объект, все элементы (части) которого составляют единое тело, служащее одной цели.

Причем говорить о функции мы можем, только если смотрим на явление “снаружи”, т.е. то, как оно себя проявляет во внешней среде (часть целого, мы с этого начали). Например, если мы говорим, что рассматриваем систему “ручка бокала”, то ее функция “обеспечить удержание бокала в руке” проступает, становится понятной, только когда мы смотрим на систему более высокого порядка – на бокал в целом. В нем видна ручка, в нем видна функция ручки. Т.е. рассмотрение системы невозможно без понятия системы более высокого порядка – надсистемы. Точно так же сам бокал, если смотреть уже на него как на систему, будет иметь надсистему “столовые приборы”. Это позволит нам увидеть его функцию – из бокала пьют жидкость, а не едят, им не режут и не накалывают мясо...

Получилось, что система – это объект рассмотрения, являющийся условно-независимой частью надсистемы (где надсистемой самого верхнего уровня является все мироздание в целом) на базе того, что несет свою отдельную функцию.

 

2. ЧАСТИЦА, ВОЛНА И ПРИНЦИП ФРАКТАЛЬНОСТИ

Следующий постулат, широко применяемый нами в системно-векторном подходе к анализу систем, заключается в том, что любая система рассматривается как явление, имеющее двойственную природу, в статике и динамике, как частица и как волна, как сущность и как процесс. И самое главное, что легко позволяет применять изученные на примере одной из систем законы, принципы строения и взаимосвязей между элементами, это постулат о фрактальности всех систем вселенной, т.е. о том, что все системы как частицы выстроены по одинаковому принципу, имеют одинаковый элементный состав и взаимосвязи между элементами – с одной стороны. А с другой стороны, все системы, рассматриваемые как волна, подчиняются одинаковым законам развития (эволюции) и проходят в этом своем развитии одни и те же стадии (этапы), в одинаковой последовательности. Мы рассмотрим далее эти постулаты более подробно, на примерах одного конкретного предмета неживой природы (бокала), органа тела человека (левая рука конкретного человека), тела отдельного живого человека и, возможно, по ходу изложения на примере некоторых других предметов и явлений. В конце статьи мы распространим полученные выводы на такую систему как социум, группа людей, условно-независимо выживающая на ландшафте (во внешней среде).

 

3. СИСТЕМА КАК ЧАСТИЦА

Для установления состава системы при рассмотрении ее как частицы мы будем использовать постулат В.А. Ганзена (2007) о том, что любая целая реальность наблюдаемого мира необходимо интегрирует в себе временные, пространственные, информационные и энергетические характеристики. Это положение лежит в основе всего системно-векторного подхода и дает нам 4 базовые характеристики любой рассматриваемой системы. Ученик В.А. Ганзена, В.К. Толкачев расширил описательные характеристики системы до восьми, разделив каждую из перечисленных на две части – внутреннюю (конечную) и внешнюю (условно-бесконечную). Их сущности и четкие определения так и не были даны В.К. Толкачевым при жизни, поэтому для целей нашей статьи мы определим их самостоятельно, обозначив их следующим образом (попарно):

  • время – будущее (условно-бесконечная часть) и прошлое (конечная часть);
  • пространство – форма (условно-бесконечная часть) и материя (конечная часть);
  • информация – общее (условно-бесконечная часть) и частное (конечная часть);
  • энергия – законы ранжирования (условно-бесконечная часть) и законы объединения (конечная часть).

Напомним также, что функция рассматривается нами как то, ради чего существуют и взаимодействуют все восемь в рамках одной системы. Ниже вкратце описано смысловое наполнение каждой из 8 характеристик относительно рассматриваемой системы.

 

3.1 общее и частное

Соотношение “система и надсистема” указывает нам место рассматриваемой системы в системе более высокого порядка (более широкой функции), надсистеме. Как говорилось выше, именно системообразующий фактор – функция – позволяет нам выделить систему внутри надсистемы и обозначить ее как предмет рассмотрения. Функция является наиболее общей категорией, смыслом существования самого явления, системы и, таким образом, название (имя) любого предмета или явления (такое как стол, стул, вода и т.д.) выражает его функцию и однозначно относит предмет к определенному роду, классу явлений, соотносящемуся через свою функцию с другими явлениями. То есть существуют «общие признаки» системы, которые позволяют нам отнести систему к определенному роду явлений, например, говорить о том, что предмет перед нами именно бокал, а не сковородка; или орган тела перед нами – именно левая рука, а не нога, или существо перед нами – именно человек, а не кошка. Именно эта категория, будучи увязанной напрямую с функцией системы, предопределяет ее место в надсистеме. Она же воплощена в слове – категории предметов, названии системы на любом из человеческих языков.

В противоположность категории общее, есть определенный набор частных признаков, подсистем, из которых состоит данная система, который как раз таки позволяет нам выделить из общего ряда явлений именно наше рассматриваемое частное явление (систему). Данный конкретный бокал, например, имеет такие-то размеры, диаметр, находится в такомто месте и т.д., т.е. по определенным признакам выделяется из общей категории бокал, не выраженной в пространстве и времени. То же касается левой руки и рассматриваемого нами тела.

 

3.2 материя и форма

Система в физическом мире выражена материей и формой, т.е. имеет вещество, которому придана определенная форма. При этом для данного конечного объема вещества всегда имеется бесконечное количество форм, которые оно может принять (или которые ему можно придать). Например, заданный объем пластилина может иметь форму шарика, куба, пирамиды, может быть расплюснут в лужицу любой толщины, растянут и т.д. и т.п. Для однородного данного конкретного бокала определение этих характеристик не составляет труда – это могут быть фарфор (глина) и соответствующая форма сосуда. Как орган тела человека, так и все его тело, являются более сложными, составными, структурами. Упрощенно мы можем говорить о мышцах (материя) и других тканях, которые точно также имеют определенную форму в пространстве, выраженную в человеческом теле кожей.

 

3.3 прошлое и будущее

Тело системы, выраженное в данный конкретный момент времени материей и формой, не существует ни секундой ранее, ни секундой позднее настоящего момента. Состояния системы на оси времени описываются следующими двумя мерами: прошлое, заканчивающееся данным моментом, моментом существования тела, и будущее, являющееся условно-бесконечным. Информация о прошлых состояниях на примере данного конкретного бокала включает в себя сведения о том, как, когда, в связи с чем он появился (был создан, произведен), какой «путь» он прошел, перемещаясь во времени и пространстве, например от фирмы-производителя на оптовый склад, затем в розничный магазин, а затем к своему настоящему владельцу. Любые сколы, щербинки, царапинки, потертости и прочие следы на теле бокала являются совокупным выражением всех его прошлых состояний на настоящий момент. С другой стороны, все последующие состояния бокала вплоть до его исчезновения/разрушения (т.е. состояния, в котором мы больше не сможем отнести его по принципу меры «общее» к ряду бокалов) являются выражением одной восьмой меры, называемой будущее. Вся приведенная цепочка рассуждений в полной мере применима к двум другим объектам рассмотрения – руке и телу, относительно которых процесс движения во времени (смены состояний) можно назвать старением.

 

3.4 законы объединения и ранжирования

Последняя пара характеристик, совместно обозначаемая как энергия, подразделяется на два типа законов, которым подчиняется любая система, первый из которых представляют собой законы объединения, т.е. законы, благодаря которым система в комбинации с другими системами составляет систему более высокого порядка, попадающую по характеристике общее в другой функциональный ряд. Например, рассматриваемый бокал, как уже упоминалось выше, вкупе с вилкой, ложкой, ножом, тарелкой (возможно, еще какими-то предметами) составляет надсистему столовый набор, выполняющую на порядок более сложную функцию, чем отдельный бокал. Из бокала можно только пить жидкость, а столовый набор позволяет полноценно пообедать, например. При этом ни один отдельно взятый предмет

столового набора такую функцию выполнить не в состоянии. Т.е. принадлежность бокала к определенному функциональному классу явлений позволяет ему благодаря такой мере, как законы объединения, составить систему столовый набор. Количество надсистем не ограничено одной, но конечно, т.к. строго говоря, выбранный нами системообразующий фактор (функция) ограничивает способность системы к комбинациям. Тем не менее, тот же бокал мог бы послужить вместилищем земли, для того, чтобы посадить кактус, т.е. составить вместе с землей надсистему, имеющую другую функцию – обеспечить среду для выращивания растения. Человеческая рука, рассматриваемая нами, в этом отношении демонстрирует меньшее разнообразие. Вместе с другими органами тела она составляет собственно надсистему человеческое тело, но рассматриваемая в отрыве от тела мало для чего пригодна. Само же тело, наоборот, составляя комбинации с другими предметами и телами, дает огромное количество работающих надсистем с большим количеством функций. Именно особенности мужского и женского тел, как одно из необходимых условий, позволяют людям составлять парные отношения, в т.ч. семейные.

Законы ранжирования применимы только для системы, рассматриваемой, т.е. выполняющей функцию, в рамках надсистемы (либо при соприкосновении с другими системами). Системы физического мира обладают разными свойствами, которые позволяют сранжировать две любые системы по одному интересующему нас признаку. Например, бокал можно разбить молотком, протереть тряпочкой, воду он удержит, а огонь его расплавит, солнце нагреет, пуля продырявит, а таракан сможет проползти по его поверхности, не нанеся повреждений и не поскользнувшись. Это все примеры соотношений, «взаимодействий», бокала с другими системами физического мира, и количество этих соотношений условно-бесконечно, как и все многообразие Вселенной. Слово взаимодействие взято в кавычки, т.к. бокал не обладает волей, чтобы действовать самостоятельно. Как обычно, все приведенные рассуждения легко переносятся на руку и тело конкретного человека.

Приведенные восемь мер-характеристик необходимы и достаточны для полноценного описания любой системы наблюдаемого мира с точки зрения частицы.

 

4. СИСТЕМА КАК ВОЛНА

Рассмотрение системы в динамике, системы как волны, будет основано на нашем предположении о том, что перечисленные выше восемь мер-характеристик, рассматриваемые определенным образом попарно, позволяют нам выделить 4 стадии формирования и развития любой системы, 4 стадии жизненного цикла:

  • стадия создания;
  • стадия обеспечения сохранения системы в окружающей среде;
  • стадия ранжирования;
  • стадия развития.

Подробный их смысл будет разъяснен далее.

Нужно сказать, что во многих отраслях знания сегодня, особенно в технических и прикладных направлениях, широко используется S-образная кривая, как кривая, описывающая жизненный цикл явления. Например, вновь созданная компания проходит стадию собственно создания (например, сбора в единое целое всех ресурсов, необходимых для того, чтобы совершить первую продажу, создание), стадию, когда она занимает на рынке определенное место (свою нишу, т.е. обеспечивает себе возможность продолжение деятельности – сохранение), стадию, когда внутри своей ниши компания борется за первенство с конкурентами (ранжирование), и стадию, когда, исчерпав возможности текущей модели поведения, компания приходит к необходимости что-то изменить в своей деятельности (развитие).

Трактовки S-образной кривой варьируют, подход выше взят как соответствующий системно-векторному подходу, предлагаемому нами в этой статье.

Похожим образом 4 стадии можно проследить на используемых нами примерах (примеры с компанией также будут упомянуты):

 

4.1 стадия создания

Любая система становится таковой с момента, когда она способна (пригодна) выполнять свою функцию. Этот момент в свою очередь, наступает, когда все необходимые элементы системы собраны вместе, т.е. обеспечено существование тела системы в наблюдаемой реальности. Ключевым процессом, имеющим значение на данном этапе, является объединение, причем как внутри самой системы (объединение составляющих ее элементов в целое), так и снаружи (объединение системы с элементами окружающей среды – система всегда выделена на фоне своего окружения и как-то с ним соотносится (см. выше описание меры законы объединения)). Можно использовать слово создание для предметов неживой природы (бокал) и слово рождение – для существ растительной, животной и человеческой природы).

 

4.2 стадия сохранения

Вновь созданная система способна выполнять определенную функцию (иначе она не подпадает под наше определение системы), таким образом, как компания, вышедшая на рынок, ищет свою нишу, или как товар, попавший в магазин, выставляется продавцом на полку среди товаров этой же категории, система обеспечивает свое будущее, выделяясь своей функцией на фоне всех остальных систем, пополняя ряд предметов с такой же функцией. Можно уточнить, что в данном случае несколько систем, выполняющих схожие функции, различаются между собой качеством ее выполнения. Созданный бокал в дальнейшем рассматривают как бокал и те, кто его произвел (это повлияет на особенности транспортировки, цены, способа продажи и т.д.), и те, кто его продают и покупают. Все участники, формирующие жизненный цикл бокала, рассматривают этот предмет через его назначение. Место бокала на полке магазина (среди других товаров – ковров, пылесосов) или в посудомойке дома (среди других предметов быта) всегда определено функцией и теми особенностями в ее выполнении, которые свойственны только данной системе (качественные отличия). По аналогии с ключевым процессом объединения выше, на стадии сохранения таким процессом является выделение на общем фоне, которое опять же происходит внутри и снаружи. У развивающейся, или живой, системы, выделение внутри происходит, когда каждый элемент системы концентрируется, занимает свое место в рамках целого – в компании это было бы распределением ролей между объединившимися на предыдущей стадии формирования системы людьми: директор, мастер, бухгалтер и т.д. У неживых систем подсистемы сранжированы изначально (ручка бокала прикреплена к корпусу), стадия выделения выражена освоением этих функций тем, кто использует систему (за ручку держим, корпус наполняем жидкостью). Снаружи действие выделения обеспечено особой функцией – у любых систем, живых и неживых (как описано выше).

Для руки или тела конкретного человека всегда будут стадии освоения их свойств, обучение пользоваться ими, тренировки навыков, что по сути является стадией сохранения в нашем примере.

Отметим, что примеры с неодушевленными предметами не так наглядны, как хотелось бы, т.к. собственно понятие «жизненный цикл» к ним применимо с оговоркой: они не живут, их «жизнь» является результатом воздействия на них других систем. Тем не менее, вся последовательность и смысловое наполнение стадий сохраняются, хоть и выглядят внешне отлично от оных у живых систем, действительно живущих свою жизнь.

 

4.3 Стадия ранжирования

Система, попав по функциональным характеристикам в ряд ей подобных систем, занимает определенное место внутри своей ниши: юридическая компания на рынке юридических услуг, бокал среди других бокалов (в магазине – по более узким характеристикам – большой или маленький бокал, стеклянный или фарфоровый и т.д., а дома у конечного покупателя – мамин, папин или дедушкин, как пример). Точно так же рука и тело человека используются «владельцем» для выполнения определенных работ-функций. Это фаза активного использования свойств системы, выполнения ею своей функции, истощения ее имеющегося ресурса. Как и на предыдущих фазах, ранжирование происходит внутри и снаружи. Внутри, на примере компании, происходит процесс повышения эффективности выполнения функций каждым из сотрудников. На примере функции бухгалтера стадии выглядят следующим образом: создание – появился человек, занявший вакансию бухгалтера, сохранение – определился круг его обязанностей, ранжирование – в рамках текущего круга обязанностей начался процесс оптимизации и повышения эффективности его деятельности. Так же со всеми остальными. У бокала, руки и тела – это фаза активного использования их свойств, вплоть до начала их постепенной потери. Ранжирование снаружи будет выражено успешностью компании в конкурентной борьбе, а у бокала, руки или тела – успешностью в их использовании относительно других представителей из их же класса. Насколько ноги одного бегуна более натренированы, чем ноги другого, например.

 

4.4 Стадия развития

Стадия развития является завершающей для данной системы в текущем виде, т.к. по ее завершении мы видим либо разрушение (смерть) системы, либо видоизмененную систему (компанию, пересмотревшую стратегию). Оба варианта относительно изначально рассматриваемой системы предполагают прекращение ее существования. Как и внутри (элементы системы), так и снаружи (система относительно других систем) происходящие процессы схожи. Бокал, рука, тело – все они рано или поздно прекращают выполнять свою функцию, распадаются физически, соединившись с окружающим миром (землей) и приобретя новые формы. Для компании, как было упомянуто выше, это может означать как уход с рынка, так и перерождение в новую компанию, а последнее, в свою очередь, может быть результатом как смены стратегии, так и результатом слияния или поглощения другой компанией.

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД

В качестве промежуточного вывода мы можем зафиксировать теоретический базис, который позволяет нам рассматривать системно, фрактально, любое явление мироздания. Любая система наблюдаемой реальности состоит из 8 элементов и развивается в 4 стадии.

 

5. СИСТЕМНО-ВЕКТОРНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЗАКОНОВ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Формат текущей статьи, к сожалению, не позволяет во всей полноте обеспечить рассмотрение столь сложного и многогранного механизма, как группа людей, условно-независимо выживающая на ландшафте, поэтому мы лишь вкратце упомянем основные выводы и закономерности.

В качестве базы для анализа, для простоты, мы возьмем группу людей на первобытной стадии развития, родо-племенные отношения. Можно исходить из того, что это первая группа людей, обладающих всеми характеристиками существа по типу «человек», но при этом являющихся наиболее ранней, примитивной его формой.

Рассмотрим группу людей через призму системно-векторного подхода, как систему, применив описанный выше инструментарий.

 

5.1 Общество как частица

С точки зрения системы как частицы мы должны будем сделать вывод, что группа людей, независимо выживающая на ландшафте (т.е. выполняющая как минимум две очевидные для нас функции – выжить и поддержать свою популяцию) может рассматриваться как состоящая из 8 элементов, упомянутых выше. Это базовое предположение, которое мы примем за основу развивающегося сегодня системно-векторного психоанализа. На основании него мы выделим 8 базовых психотипов человека, которые в дальнейшем будем называть векторами. Вектор является ролевой функциональной моделью, психотипом, человека, как элемента системы более высокого порядка – группы людей. Вектор подразумевает, что человек, являясь социальным существом, обладает уникальным набором врожденных свойств-желаний, который призван обеспечить выполнение человеком-носителем вектора от одной до восьми функций, необходимых к выполнению социумом для обеспечения выживания.

Впервые постулат о существовании 8 типов характера выдвинул В.К. Толкачев (2008), создавший программу тренингов по системно-векторному психоанализу на базе этого своего открытия. К самому открытию В.К. Толкачев пришел, расширив толкование упомянутого постулата В.А. Ганзена (2007) о 4-мерности наблюдаемой реальности (разделив каждую меру на внешнюю и внутреннюю часть) и соединив его с открытием Зигмунда Фрейда, заключающегося в обнаружении связи характера человека с эрогенными зонами на его теле. В.К. Толкачев обнаружил 8 эрогенных зон на теле человека (8 типов отверстий, 8 типов слизистых, их описание не является предметом данной статьи) и впервые дал достаточно подробные описания 8 базовых психотипов, их функционально-ролевых моделей, свойств и черт их характера. Эти описания не претендовали на точность или полноту, однако однозначно увязали каждый из восьми психотипов с его функцией и ролью в группе людей.

Важно подчеркнуть, что в настоящей статье мы не используем подход В.К. Толкачева «от тела к психике» для объяснения и выявления черт характера. Если В.К. Толкачев считал, что каждая эрогенная зона участвует в формировании комплекса особенностей того или иного темперамента, того или иного психотипа (2008), то мы меняем подход на противоположный – «от функции элемента системы к психике, от психики к телу», т.е. эрогенную зону будем рассматривать как выражение функции в обществе, врожденной у носителя вектора.

Краткое описание роли каждого из восьми психотипов в группе будет приведено ниже. Оно не должно рассматриваться как попытка дать описание характеристикам (свойствам характера) носителей каждого из психотипов, т.к. на сегодняшний день мы имеем буквально посвойственный разбор каждого из восьми, и полноценное их описание заняло бы не одну сотню страниц по каждому (свойства каждого вектора-психотипа уникальны и не пересекаются по смыслу и содержанию ни частично, ни полностью со свойствами других психотипов). Кроме того, сегодня человек в среднем является носителем от 3 до 5 векторов (психотипов), т.е. от природы отвечает перед группой, в которой проживает, за выполнение не одной, а нескольких функций.

Психотип с функцией прошлого времени имеет своей задачей обеспечить группу людей информацией о прошлых состояниях этой группы. Такая информация сегодня имеет форму опыта и знаний, выражена в социуме системой образования и множеством профессий (родов деятельности), каким-либо образом подразумевающих сбор, упорядочивание, накопление, сохранение и передачу информации подрастающему поколению. Носители данного психотипа обладают от природы всеми необходимыми инструментами для выполнения своей функции: аналитическим складом ума (использующим внутренне механизм разбиения целого на части), хорошей памятью, усидчивостью, терпением, аккуратностью, силой воли, склонностью в любом деле последовательно двигаться к результату и доводить начатое до конца, неторопливы, легко приобретают привычки и тяжело с ними расстаются, тяжело перестраиваются с одного типа деятельности на другой. В теле человека данный психотип выражен желудочно-кишечным трактом и анальным отверстием.

Психотип с функцией будущего времени предназначен природой, чтобы вести группу людей в будущие состояния, выполнять функцию вождя, главнокомандующего, того, кто принимает на себя ответственность за всех остальных и способен выдержать такое давление. Носители данного психотипа, в противоположность предыдущему, обладают: складом ума, основанном на виденье места отдельного явления относительно целого, быстротой в принятии решений и реакции, решительностью, страстностью, инновационностью в подходах, непризнанием авторитетов, целеустремленностью, небрежностью и невниманием к деталям, что часто не позволяет доводить начатое до точки. В теле человека выражен моче-половой системой и уретральным каналом.

Психотип с функцией материи наиболее часто распространен (составляет костяк, материю, любой народности) и обладает психикой наиболее простого устройства, позволяющей выполнять наиболее рутинную, монотонную работу, не уставая от постоянного повторения несложных операций: пахать поле, доить коров, класть кирпич, водить троллейбус всю жизнь по одному и тому же маршруту и т.д. Носители данного психотипа обладают наглядным мышлением, работающим по принципу «как показали», несамостоятельностью в решениях, ведомостью, достаточно невысоким уровнем потребностей, безамбициозностью. В теле человека выражен мышечной массой.

Психотип с функцией формы, наоборот, как описано в примерах выше с бокалом и прочими системами, призван придавать «форму» обществу, т.е. другим окружающим людям – организовывать и направлять их труд, ограничивать их потребности и желания, противоречащие общественным интересам, обеспечивать общему организму способность адаптировать изменения, происходящие на ландашфте, в природе, в отношениях с другими группами людей и т.д. Носители данного психотипа обладают логическим мышлением, хорошей реакцией, умением делать несколько дел одновременно, способностью к самодисциплине, умением подчинять и подчиняться, гибкостью в подходах к решению задач и в силу этих качеств являются хорошими организаторами, руководителями среднего звена, бизнесменами, торговцами, спортсменами и т.д. В теле человека данный психотип выражен кожей.

Психотип с функцией объединения, как и явствует из названия, имеет функцию объединять людей общими интересами в единое тело, группу (находящиеся рядом люди, не объединенные общей мыслью, не подпадают под определение группы для наших целей). Основной сферой самореализации носителей данного психотипа является ораторское искусство, убеждение, проведение переговоров, а также вся развлекательная индустрия, основанная на применении голоса, речевого аппарата: исполнение песен, проведение праздников, ведение теле- и радиопередач и т.д. Носители данного психотипа обладают вербальным интеллектом, являются наиболее яркими экстравертами, общительны, убедительны, хорошо чувствуют себя среди других людей. В теле человека данный психотип выражен ртом.

Психотип с функцией ранжирования, как описано в примере с системами, обеспечивает правильное взаимодействие элементов системы друг с другом, что в обществе в основном выражено иерархией (т.е. каждый человек на своем месте, в своей видовой роли, выполняет свою функцию на своем уровне), а также правильное взаимодействие самой системы с другими системами, что в обществе принято называть словом «политика» и по сути является той же иерархией, только среди групп, а не отдельных людей. Носители данного психотипа наиболее малочисленны в природе, обладают интуитивным интеллектом, скрытны, властолюбивы, неэмоциональны, осторожны, а также плохо способны скрывать свою мизантропию в отношениях с людьми и поступках. В теле человека данный психотип выражен носом.

Психотип с функцией частного выполняет в группе задачу, которая сегодня выражена такими явлениями, как медицина, косметология, культура, искусство, мода, кино, нравственность, базирующимися на таких категориях, как красота, любовь, сострадание, и имеющими общей целью подчеркивание ценности жизни как таковой, в частности ценности жизни в теле, в физическом мире. Через ценности отдельной человеческой жизни данный психотип воспринимает группу, также как и любое целое – через его частные проявления. Носители данного психотипа обладают образным интеллектом, эмоциональны (иногда до истеричности), пугливы, влюбчивы, мечтательны, много внимания уделяют внешнему виду и любого рода демонстрации себя, легко внушаемы, гипнабельны, способны к состраданию, обладают тонкой душевной организацией. В теле человека данный психотип выражен глазами.

Психотип с функцией общего выполняет противоположную предыдущей задачу, т.е. задается вопросами о категориях целого, обобщенного, не выделяя какие-либо частные проявления. Сегодня носители данного психотипа реализуют себя в области идей (религиозных, социальных, идей о строении мироздания и происхождении вселенной и человека, философии), физики, психоанализа, стратегического управления, кибернетики, высшей математики, астрономии, музыки и т.д. – все это области, имеющие отношение к наиболее общим законам, которым подчиняется общество, области, оперирующие категориями нематериального (нефизического) мира и с разных сторон приоткрывающие смысловую составляющую человеческого бытия. Носители данного психотипа обладают абстрактным интеллектом (обрабатывают информацию, выстраивая ее в виде древовидной структуры, от частного к общему), абсолютно неэмоциональны, безразличны к своему или чужому внешнему виду, высокомерны, страстно увлекаемы своими идеями, но безразличны к удовольствиям физического мира: еде, одежде, достатку, деньгам, власти и т.д. В теле человека данный психотип выражен ушами.

Существует большое количество иных, врожденных, изменяемых и неизменных в течение жизни, невекторальных характеристик человека, влияющих на то, каким он предстанет перед глазами окружающих его людей: темперамент (системно определяемый нами как сила свойств вектора), пол, возраст, уровень развития ценностей человека в каждом из векторов, уровень развития мышления, жизненные сценарии (устойчивые тенденции к определенным состояниям, которых в каждом психотипе существует достаточно большое количество) и т.д. Все вместе дают огромное количество комбинаций тех состояний, в которых может пребывать человек и, таким образом, даже одинаковые по векторальному набору люди могут вести себя в одинаковых ситуациях и выстроить свою жизнь в целом абсолютно по-разному. Важно то, что в каждом конкретном случае системно-векторный психоанализ позволяет нам с помощью имеющегося инструментария полноценно описать внутренний мир любого человека.

 

5.2 Общество как волна

С точки зрения системы как волны мы соответственно делаем вывод о том, что человеческое общество, подчиняясь общему правилу развития систем, проходит 4 стадии своего становления. Говоря о человеческом обществе, мы можем выделить как систему какой-то отдельный народ, а можем рассматривать все человечество, всех представителей биологического вида, как единую группу (систему), берущую свое начало от достаточно небольшого количества исходных особей, выросшую в количестве, впоследствии разделившуюся на народности, рассеявшуюся по земному шару и сегодня вновь собирающуюся воедино благодаря процессу глобализации, осознанию взаимозависимости друг от друга, ограниченности общих ресурсов, а также благодаря прочим факторам.

Мы остановимся на первом варианте (система – народ) и в качестве завершения первой стадии (создание) будем рассматривать отделение, отпочкование группы людей, решивших самостоятельно продолжить свое выживание на ландашфте, от исходной, более многочисленной «материнской» группы – той, в составе которой рассматриваемая группа находилась до момента отделения и своего ухода в другую географическую область. Учитывая озвученный выше принцип попарного участия 8 перечисленных мер в развитии системы, мы можем говорить о том, что в стадии создания следующие две меры входят в активную фазу: материя – как базис, из которого создается вещество, тело системы, и объединение как способ сцепить изнутри, объединить уже собранные географически воедино части системы. Если говорить о формировании группы, это означает, что люди прежде всего должны оказаться рядом друг с другом, а затем объединиться общим желанием, мыслью, в результате чего и появляется система, стадия создания завершается.

Можно говорить о том, что первые признаки вступления в стадию сохранения проявлены в рассматриваемой системе даже немного раньше – с того момента, как группа людей, впоследствии ушедших от материнской группы, впервые осознала свое качественное отличие по какому-то признаку от тех, кто остался (другое виденье развития группы, жажда приключений, родственные связи или что-то еще) – по аналогии с бокалом, описанным выше. Это внешнее качественное отличие естественно идет в параллели с отличием внутренним – внутри группы, желающей отделиться, появляется распределение ролей между ее членами – кто-то возглавит эту группу в пути и далее, кто-то будет помогать организовывать движение и т.д. Впоследствии, отделившаяся и оказавшаяся на никем не занятом ландшафте группа начинает выживать в новых географико-климатических условиях, что позволяет ей в полной мере обрести свою самобытность, всегда связанную на практике с теми природными условиями, в которых группа проживает. Уровень ограниченности ресурсов, еды, пространства, их особенности, климат и среднегодовая температура, особенности ландшафта, соседство с другими группами – все это существенно влияет на принятые модели поведения в обществе, уровень ценностей и самосознания нашей системы (менталитет). Таким образом, система, как и описанные выше товар или компания, выделяется среди других систем своей функцией, а точнее – качественными особенностями ее выполнения. Стадия сохранения подразумевает активную фазу следующих двух мер: прошлое и частное, т.к. и первое и второе позволяет системе выделиться на фоне остальных систем, например, говоря об отдельной народности, своими традициями, самобытностью (прошлое) и уровнем культуры (частное), и занять свое место на карте мира.

По мере того как отдельные народности развиваются, растут, их границы сталкиваются, начинают мешать друг другу, что, как нам показывает история, часто приводило к войнам на уничтожение. Однако постепенно, как описано выше, по мере осознания своей общности и взаимозависимости, сфера военных действий переместилась с полей сражений в финансы, экономику и бизнес. Все народности, кому посчастливилось дойти до этого этапа, в том числе наша, перешли в стадию ранжирования (как товар на полке, как компания в своей нише на рынке), что означает, что теперь каждая система должна получить свой ранг в общей мировой экономике. В этой фазе мы (наиболее развитая часть населения земного шара) находимся сегодня. Это активная фаза таких двух мер, как форма и ранжирование, именно их ценностный ряд сегодня является определяющим: деньги, управление, расчет, власть, знание, организация, рынок, демократия, равенство перед законом и т.д. (предыдущая стадия подразумевала другой ценностный ряд: вера, религия, авторитет силы и догм, мужчина доминирует над женщиной, один народ доминирует над другим, сословия и касты, т.е. неравенство людей по рождению, рабство, ручной труд и т.д.).

Мы не будем здесь рассуждать о следующей стадии развития системы, т.к. без глубокого понимания принципов системно-векторного подхода, многие выводы на первый взгляд могут показаться надуманными или поспешными. Добавим лишь, что последние две меры – будущее и общее войдут в активную фазу на этой стадии, и ценности соответствующих двух психотипов будут в ней определяющими.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению, формат данной работы не позволяет продемонстрировать всю полноту, мощь инструментария и глубину понимания природных законов и процессов, которая становится доступной при использовании системно-векторного подхода. Поэтому остается лишь еще раз подчеркнуть, что предложенный подход – новейший способ анализа природных явлений, систем, их элементов и взаимосвязей между этими элементами, впервые позволяющий нам рассматривать абсолютно все системы как фрактал, имеющий одинаковую структуру, состав элементов, взаимосвязи между ними, а также стадии своей эволюции. Данный метод позволяет нам с уникальной точностью получать картину внутреннего мира человека, его осознанных и неосознанных желаний, типичных для его функционально-ролевой модели сценариев поведения. Предложенный подход прекрасно работает в возрастной, педагогической психологии, психологии личности и социальных групп, психологии лидеров, гениев или преступников. По большому счету, нет такой области мироздания, которая не могла бы быть рассмотрена и изучена при помощи предложенного инструментария. Для более подробного ознакомления с информацией по этой теме можно связаться с автором настоящей статьи.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Ганзен В. А (2007). Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии. СПб. : ЦИFRA.

Толкачев В.К. (2008). Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа. СПб. : Академия системного мышления В.К. Толкачева.

Получите 9 онлайн уроков,
которые изменят вашу жизнь

  • Заполните форму и мы вышлем вам онлайн тренинг по системно-векторной психологии. 9 уроков + тесты

  • Нажимая на кнопку «Получите курс!», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c условиями договора-оферты и политикой конфиденциальности